"Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката...физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.”

п.1, ст.1 Федерального закона № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Контакты


Телефон адвоката: 

8(919) 962-37-55



 


Новости

КС РФ: положения правительственного постановления об уплате экологических платежей неконституционны

 

14 мая 2009 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

 

Согласно этой норме, для отдельных организаций плата за загрязнение окружающей среды может быть понижена или  даже совсем отменена. Решения о снижении размера платежа или об освобождении от платы за загрязнение окружающей среды принимают органы исполнительной власти субъектов РФ совместно с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Указанное положение постановления Правительства признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 58 и 115 (часть 1). Согласно Постановлению КС РФ,  эта норма утрачивает силу с 1 января 2010 года, говорится в сообщении Конституционного Суда  РФ.

 

 Позиция Конституционного Суда заключается в следующем.

 

 Ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне. Конституция РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязывает сохранять природу и  бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

 

Эксплуатация природных ресурсов наносит ущерб окружающей среде.  Восстановление природы в условиях рыночной экономики должно осуществляться за счет тех, кто оказывает  вредное воздействие на окружающую природную среду. А публичная власть обязана принимать профилактические меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды.  Этим обусловлена платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что предполагает взимание так называемых экологических платежей. 

 

Эти платежи по своей правовой природе не являются налогом, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Они вызваны необходимостью возмещения вреда окружающей среде, и преследуют не фискальные цели (интерес государства в наполнении казны), а  сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

 

Поэтому Федеральный закон "Об охране окружающей среды" допускает предоставление налоговых и иных льгот при внедрении новых  технологий и при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.

 

Правительству РФ федеральным законом было делегировано право  регламентировать порядок  исчисления и внесения соответствующих платежей.  Однако Правительство РФ не вправе самостоятельно, своим решением передавать эти полномочия другим органам власти и  освобождать от этих платежей отдельные организации.

 

Между тем, Правительство РФ предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации, хотя  сам Федеральный закон "Об охране окружающей среды" возможности снижения или освобождения от платы за загрязнение окружающей среды органам государственной власти субъектов РФ не предоставляет. Следовательно, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Кроме того, без установленных законом оснований освобождения от платы за загрязнение окружающей среды, которые были бы объективно обусловлены,  освобождение от платежей противоречит принципу всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду и, соответственно, порождает неравенство между субъектами экологических правоотношений.

 

Исключения из принципа всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду могут быть установлены не иначе, как законодателем, и только в соответствии с требованиями  правовой определенности, экономической обоснованности,  справедливости и соразмерности соответствующих льгот.

 

  Поэтому Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ положения подпункта "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

 

По общему правилу, норма, признанная КС РФ неконституционной, утрачивает силу немедленно после провозглашения Постановления КС РФ. Однако в данном случае немедленная утрата юридической силы этой нормы  привела бы к необходимости оперативного изыскания денежных средств на покрытие непредвиденных расходов. А это, в свою очередь, могло бы привести к недостаточности финансирования  других статей бюджета и нарушению прав и законных интересов других лиц.

 

Поэтому КС РФ постановил, что вышеназванная норма утратит юридическую силу 1 января 2010 года.

 

 

 



Источник: "эж-ЮРИСТ"