"Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката...физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.”

п.1, ст.1 Федерального закона № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Контакты


Телефон адвоката: 

8(919) 962-37-55



 


Новости

Государство собирается сажать менеджеров нефтяных компаний и устанавливать цены на бензин

 

Споры вокруг закона о торговле гремели весь прошлый год. Закон в итоге приняли, но торговли бензином - одним из важнейших товаров - он не коснулся. Минэнерго решило восполнить пробел и в новой редакции закона о нефти предлагает ввести регулирование цен на рынке нефтепродуктов. ФАС получит право брать под контроль цены, если увидит, что их устанавливают монополисты или просто произошел резкий скачок цен. Впрочем, новые возможности нефтяников у службы Игоря Артемьева появились уже сейчас, до принятия закона.

Угрозы со стороны ФАС в адрес завышающих цены нефтяных компаний звучат давно, и многие их уже не воспринимают всерьез. Два года служба пытается наложить на компании действительно крупные штрафы, исчисляемые процентами от оборота. Однако суды, как правило, занимали сторону нефтяников.

Когда в минувший вторник замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что служба готова к возбуждению уголовных дел против топ-менеджеров нефтяных компаний и речь идет о "посадках", можно было посчитать, что это просто риторика. Но чиновник говорил не просто так: у ФАС появился важный союзник в виде Высшего арбитражного суда.

В минувший понедельник было опубликовано постановление Высшего арбитражного суда (ВАС), из которого следует, что компания ТНК-BP держала монопольно высокую цену на бензин и керосин в конце 2008 года. Решение ВАС должно стать прецедентом - сейчас в судах других инстанций еще восемь аналогичных дел, и все они были заморожены до момента, когда свое слово скажет ВАС. На очереди в кассу ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Газпром нефть", которых обвиняют в коллективном поддержании монопольно высоких цен вместе с ТНК-BP. Им придется заплатить штрафы на 26 млрд. рублей.

Победить в суде антимонопольному ведомству помог кризис - он добавил обвинению аргументов. Статистика показывает, что в конце 2008 - начале 2009 года цены на нефть стремительно падали, а цены на бензин - и не собирались. Аналитики объясняют, что компании пытались компенсировать убытки на экспорте за счет внутреннего рынка. Сейчас цена на бензин более чем на 50% состоит из налогов и акцизов, примерно на четверть это операционные расходы производителя, остальное - маржа продавца.

Обычно оторванность цен на бензин от нефтяных не так очевидна. Проблема в том, что до сих пор нет понятного метода определения справедливой цены на нефтепродукты. Уже много лет правительство и нефтяные компании не могут определиться с формулой. Как правильно оценивать транспортные затраты? Какова норма рентабельности и что считать рынком, на котором обращается товар? Суд принял решение, что правильной позицией в судебных спорах теперь станет слово антимонопольной службы. ВАС фактически снизил стандарты доказательства - раз компания не смогла доказать, что цена не была завышена, то значит она и виновата, говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. Хотя, казалось бы, это ФАС должен доказывать, что цена завышенная.

В правительстве не все считают, что ФАС разумно распорядится своими новыми возможностями, поскольку обвинения в монопольно высоких ценах всегда субъективны. "ФАС может доказывать факт монопольно высокой цены, исходя из собственного представления о допустимых издержках компаний и нормальной премии. Так можно трактовать любую цену. Издержки завышены, премия слишком большая - поэтому платите штраф бюджету и цены снижайте", - говорит чиновник в одном из ведомств. Причем коснуться это может не только нефтяников. Во многих странах завышенная цена вообще не является правонарушением - в США, например, считается, что свободное повышение цены, наоборот, притягивает новых участников к доходному делу и стимулирует конкуренцию.

В России же обвинения в завышении цен могут стать нормальной практикой. "Газпром нефть" решила использовать последний шанс доказать свою невиновность - компания подала иск в Конституционный суд. По мнению сотрудников компании, решение ВАС нарушает конституционные статьи 19 ("О равенстве всех перед законом и судом") и 34 ("О свободе предпринимательской деятельности"). У этого дела есть шансы в суде, поскольку статья о монопольных ценах сформулирована расплывчато, непонятно, какие расходы и прибыль считать необходимыми, а значит, его можно толковать по-разному - это и есть неравенство перед законом, считает Новиков. Однако не факт, что иск "Газпром нефти" будет принят. Чтобы обратиться в КС, должны быть исчерпаны средства арбитражного регулирования, поэтому скорее уж к защитникам Конституции должна была обратиться ТНК-BP, но она уже оплатила штраф.

Правительство уже ввело персональную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. В ноябре прошлого года в Уголовном кодексе появилась статья о том, что менеджеры, нарушившие антимонопольное законодательство несколько раз, попадают за решетку. ФАС уже ведет такой реестр, хотя фамилий в этом списке пока немного.

Эффект от решения ВАС будет, уверен аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин, чувствуется, что ФАС серьезно взялся за нефтяной рынок. Пока, отмечают эксперты, никакого снижения цены на бензин ни в оптовом звене, ни в рознице не произошло, поскольку компании не считают себя виноватыми.

Впрочем, решение ВАС не обязывает снижать цены де-факто, оно лишь обязывает компании платить штрафы, хоть и внушительные. Однако на прошлой неделе выяснилось, что правительство готово пойти дальше. Министерство энергетики предлагает ввести госрегулирование цен в двух случаях: если компании, занимающие доминирующее положение, будут манипулировать ценами или если цены будут резко повышаться.

Предложения Минэнерго выглядят довольно последовательно. Правительство уже сейчас регулирует цены на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки. Считается, что временно - до тех пор, пока в этих секторах не заработает рынок. Но временное легко превращается в постоянное. В прошлом году были приняты закон о госрегулировании лекарств и закон о торговле, допускающий регулирование цен на продукты - по такому же принципу, как предлагает Минэнерго для нефти.

Что такое резкий рост цен и за какую надбавку нефтяники могут попасть под регулирование, правительству еще предстоит определить. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин говорит, что цены на бензин завышены и сейчас, в частности в оптовом звене. "Цены на нефтепродукты, которые монополисты поставляют независимым участникам рынка, выше до 10% по сравнению с поставками зависимым и дочерним обществам", - объясняет чиновник.

Источник, близкий к одной из крупных нефтяных компаний, уверен, что речь идет о согласованных действиях правительства против нефтяников. Но пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков говорит, что обвинять государство в том, что оно объявило войну нефтяникам, по меньшей мере, неумно:

"Это курица, которая несет золотые яйца, но это не значит, что эта курица может нарушать антимонопольное законодательство". Может быть сколько угодно судебных процессов, пока антимонопольное законодательство не будет соблюдено. Премьер держит эту тему под контролем, отмечает Песков, но лично вмешиваться не будет.

Вряд ли эта война закончится победой потребителя, считает чиновник одного из ведомств. В итоге нефтяники придут в правительство и потребуют субсидий, например, в виде налоговых льгот - раз уж их цены все равно регулируют. Может получиться, что в итоге борьбы за интересы потребителей выиграют те же нефтяные компании.

Впрочем, законопроекту Минэнерго в правительстве еще не дали зеленый свет.

Введение госрегулирования - вопрос дискуссионный, считает чиновник Белого дома: это крайняя мера, которую надо применять, когда другие механизмы уже не работают.

 



Источник: Русский Newsweek