"Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката...физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.”

п.1, ст.1 Федерального закона № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Контакты


Телефон адвоката: 

8(919) 962-37-55



 


Новости

Инфляция: Запретить не удастся

Проблема растущей инфляции и безуспешные попытки справиться с ней будут доминантой экономической жизни в 2008 г. Между тем власти явно недооценивают то, что происходит на этом фронте.

 

Как оценивать

Итак, инфляция по итогам 2007 г. составила 11,9%. Цифру эту можно оценивать по-разному. Можно, как и сделали все высокие официальные лица, оценив минувший год как успешный в экономическом отношении, посетовать, что вот только с инфляцией справиться не удалось. Запомнилась констатация одного из федеральных чиновников, что, к сожалению, инфляция оказалась на четыре процентных пункта выше запланированного уровня: надеялись-то на 8%-ный показатель по итогам года.

Интересно, вроде бы и правду говорят, но ведь оценки получились отнюдь не правдивые. Честнее было бы сказать, что показатель инфляции в 2007 г. оказался в 1,5 раза выше планового уровня. По этому важнейшему макроэкономическому показателю мы оказались отброшены на четыре года назад (в 2003 г. инфляция была 12,0%).

Можно подумать, какая разница? Ну получили 11,9% - будем исправляться. Но акценты чрезвычайно важны. Если результат, как в данном случае, провальный, а вы оцениваете его как досадную неприятность, то никакой эффективной работы над ошибками не может быть в принципе. Именно это сегодня и демонстрируется в полной мере.

Вспомним, что называлось в качестве главных причин осеннего всплеска цен: рост цен на мировых рынках сельхозпродукции и сговоры среди продавцов внутри страны. Так маленькие дети кивают, плача, на других, когда нашкодят. Им ох как трудно бывает признать свою ответственность.

 

Поздно и неверно

Теперь посмотрим, что в последние месяцы реально делалось правительством для обуздания инфляции. Были внесены коррективы в таможенно-тарифное регулирование. К примеру, снизили импортные пошлины на молоко и повысили экспортные пошлины на пшеницу. Вполне разумная мера. Только с ее реализацией безнадежно запоздали. Мировые цены на сельхозпродукцию начали быстро расти с осени 2006 г., нам же понадобился год (!), чтобы что-то предпринять.

В добровольно-принудительном порядке попытались заморозить цены на некоторые виды хлеба, молока, кефира низкой жирности, подсолнечного масла и т. д. Попытка убедить всех, что владельцы магазинов сами проявили такую сознательность, выглядела и вовсе комичной. Не знаю, то ли экономические чиновники сами себя хотели убедить в этом, то ли посчитали, что люди не понимают реалий применяемых сегодня методов экономической политики.

Так или иначе, подобного рода меры никакого положительного действия не возымели. Цены на продовольствие в ноябре и декабре продолжали расти очень быстро (на 1,9% и 1,6% соответственно). И понятно почему: поставщики продукции стали ускоренно поднимать цены на продукты питания, не вошедшие в «замороженный» перечень.

Еще весьма примечательное решение. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров, в отношении которых могут применяться меры по ограничению (запрету) их экспорта. Таким образом, для товаропроизводителей появился еще один риск. В рыночной экономике все риски имеют цену. Выше риски - выше цены. Так что очередной импульс для раскрутки инфляция получила.

Встает естественный вопрос: почему это возможно? Почему столь неэффективны попытки что-либо сделать? Ответ на этот вопрос очень нужен, потому что начавшийся 2008 год или закрепит тенденцию раскручивания маховика инфляции, или приостановит этот крайне нежелательный процесс.

 

Инфляционные факторы 2008

Во-первых, резко выросли во многих регионах уже с 1 января тарифы на услуги ЖКХ (в среднем на 20%). Но здесь мало констатировать этот факт. Важно поставить весьма неудобный для экономических властей вопрос: почему вдруг в ускоренном темпе стали расти тарифы на услуги ЖКХ? Помнится, два года назад, когда принималось решение о том, что теперь федеральные власти будут регулировать предельные темпы индексации тарифов, объяснение этой меры как раз сводилось к тому, что регионы, мол, слишком быстро поднимают цены на услуги ЖКХ, надо их попридержать. Вот и попридержали, приняв решение об ускоренной индексации тарифов не только в 2008 г., но и на период до 2010 г.

Во-вторых, также ускоренно в ближайшие три года будут расти тарифы на электроэнергию (на 14% с 1 января 2008 г.) и на газ (на 25%).

В-третьих, увеличится вследствие роста мировых цен на нефть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Можно называть и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых… Действительно, на раскручивание и продолжающийся рост мировых цен на продовольствие действуют вбрасывание в экономику огромных средств, предназначенных для институтов развития (640 млрд. руб.), политические факторы (выборы), повышение цен на телевизионную рекламу ввиду принятого решения о сокращении рекламного времени на телевидении в прайм-тайм, повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, резкое увеличение тарифов за нарушение правил дорожного движения, значительно более высокий рост цен производителей в 2007 г. (на 20%, значит, жди соответствующей балансировки уже в году нынешнем в виде более быстрого роста потребительских цен), рост цен на автомобили из-за введения «Евро-3» для автопроизводителей и т. д. Таким образом, очень много факторов, объективных и не очень, будут работать на раскручивание инфляции.

 

Что планируется

О том, что уже сделано, говорилось выше. О том, что собираются сделать, лучшее представление дает проект правительственного плана мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен. Можно анализировать действенность этих мер, рассматривая каждый из 21 пункта. Но вот что характерно: из перечня предлагаемых мер выполнение 13 должно завершиться подготовкой и направлением в правительство соответствующих докладов (материалов). Будет ли принято в итоге какое-то решение? Неизвестно. Но пункт плана будет считаться выполненным.

Это такая чиновничья хитрость. Вроде бы мера есть (к примеру, по оценке эффективности действующего порядка регулирования тарифов на услуги ЖКХ), а решения нет, и будет ли оно неизвестно. Когда чиновникам нечего предложить, когда они сомневаются и реально не знают, что делать, то они поступают именно так. Подобное в бюрократической практике было всегда, но чтобы большинство предлагаемых мер имело упомянутую выше форму представления документа - это беспрецедентно. Решили, что замораживанием цен и запретом экспорта можно справиться с проблемой? Или вот сейчас как раз самое подходящее время для принятия закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»?

Экономика - не политика

Настало время еще раз вернуться к вопросу о том, почему именно таким образом экономические власти пытаются решить проблему инфляции. После некоторых раздумий все становится яснее. Теория управляемой, суверенной демократии оправдывает себя. При нынешнем консенсусе в политической элите и обществе замечательно получаются нужные политические результаты: скомандовал, запретил, разрешил — необходимый результат получил.

Неудивительно, что такая эффективность создает впечатление, что и в экономике также можно достичь требуемого результата: заморозить цены, запретить экспорт, ужесточить требования к торговой деятельности и т. п. Увы, в экономике названные методы не работают (более чем 70-летний социалистический эксперимент не мог не научить этому). В экономике в отличие от политики гораздо больше объективного, чем субъективного. К месту будет вспомнить и об экономике как о базисе.

По той же инфляции можно, конечно, на 2-3 % скорректировать официальный годовой показатель, как свидетельствуют результаты исследования ФБК двухлетней давности, но ведь не больше, так как в противном случае все будет слишком уж очевидно. Самое печальное, что провал по инфляции 2007 г., похоже, ничему не научил официальные экономические власти.

В данной ситуации меньшее зло состоит в том, чтобы не предпринимались меры, аналогичные тому, что уже пыталось сделать правительство. Не надо замораживать, не надо запрещать и т. п. Не переносите административные меры в экономику. Она тем и замечательна, что любое привнесение-искажение в ней рано или поздно исправляется. И компетентность, и ответственность власти состоит в том, чтобы это исправление шло не через кризис, чего в российской истории было с избытком, а через своевременное и профессиональное решение назревающих проблем.

 

Ведомости