"Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката...физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.”

п.1, ст.1 Федерального закона № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Контакты


Телефон адвоката: 

8(919) 962-37-55



 


Новости

Сегодня в Российской Академии правосудия состоялась научно-практическая конференция по вопросам реформы института отмены судебных решений.

 

Став членом Совета Европы, Россия признала тем самым юрисдикцию Европейского суда по правам человека. 5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала европейскую Конвенцию по правам человека.

 

Именно это обстоятельство послужило толчком к принятию решения о реформировании системы судебного надзора в Российской Федерации. Формально процесс начался с момента принятия 5 февраля 2007 года Конституционным Судом РФ постановления по проверке конституционных положений некоторых статей ГПК РФ в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан. В этом постановлении КС РФ сослался, в частности, на ряд решений упомянутого Евросуда. Признав необходимость реформирования системы судебного надзора, КС РФ отметил, что для этого необходим определенный промежуток времени.

 

В целях обсуждения реформ в отношении судебного надзора в Академии правосудия собрались ведущие юристы страны. Среди них были представители всех высших судов России, включая Конституционный Суд, а также представители юридической науки и практики.

 

На конференции по указанным вопросам были высказаны различные позиции. По одной из них реформу необходимо начинать немедленно, причем начинать с реформы самих надзорных инстанций, о чем уже имеется законопроект, подготовленный Верховным Судом России. Другие специалисты считали, что   реформу нельзя проводить без изменения остальных ступеней судебной системы (прежде всего апелляционной и кассационной инстанций), судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Реформа надзорной инстанции, говорили сторонники этой позиции, лишит граждан и организации на пересмотр дел, ограничит доступ к правосудию, нарушит их права. Существующий на сегодняшний день порядок рассмотрения дел в кассации, да и в первой инстанции, нуждается в изменениях. Должна изменяться и психология судей. Судейское сообщество должно понять необходимость внутренних изменений.

 

Обсуждался проект закона о введении так называемой "институциональной" системы рассмотрения судебных дел, в силу которой попадание в следующую судебную инстанцию возможно только после прохождения предыдущей инстанции. В плане также создание окружных судов общей юрисдикции, которые бы осуществляли кассационный пересмотр вынесенных судебных актов. По нашему мнению, введение институциональной системы может привести к нарушению принципа доступности правосудия, права на обращение в суд, а также удорожанию процесса, росту судебных издержек. Идею создания апелляционной инстанции в системе общих судов (общей для мировой юстиции и для районных судов) следует признать правильной, поскольку гражданин должен иметь право на рассмотрение своего дела по существу дважды (это правило существовало в системе правосудия с древнейших времен).

 

Сторонники немедленной и быстрой реформы указывали на то, что Евросуд дал отсрочку России для реформирования надзора, но только до 1 июля текущего года, после чего могут последовать международные санкции.

 

Касаясь вопросов реформирования непосредственно надзорных инстанций, основная дискуссия развернулась по вопросу пределов пересмотра судебных актов, оснований для такого пересмотра. В частности, обсуждался вопрос о том, может ли быть пересмотрено дело по инициативе самой надзорной инстанции, или для этого необходимо заявление заинтересованного лица. Были подняты вопросы возобновления судебных дел и понятия "вновь открывшиеся обстоятельства".

 

Допуская возможность наступления тяжких последствий для России в случае неисполнения требований Европейского Суда по правам человека, мы, тем не менее, считаем, что поспешное, непродуманное изменение существующей системы рассмотрения дел может нанести существенный вред интересам граждан нашей страны. На это нельзя идти даже в целях соблюдения международных обязательств. Необходимо поэтапное и научно обоснованное реформирование судов, начиная с первой инстанции, создание апелляции в системе общих судов, изменение функций кассационной инстанции (например, можно обсудить вопрос о том, чтобы решения арбитражного суда вступали в силу не с момента принятия апелляционного постановления, а с момента принятия постановления в кассации и т.д.).

 

Ли Аркадий Станиславович