"Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката...физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.”

п.1, ст.1 Федерального закона № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Контакты


Телефон адвоката: 

8(919) 962-37-55



 


Новости

Злоупотребление правом: новое толкование ВАС РФ

 

На заседании Президиума ВАС РФ 26.06.2008 рассматривался проект информационного письма «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о злоупотреблении правом».

При применении ст. 10 ГК РФ возникают многочисленные спорные ситуации. Однако, это первый документ Высшего Арбитражного Суда РФ, где есть анализ наиболее распространенных ситуаций, которые касаются злоупотребления правом. Прекращение деятельности организации как следствие расторжения договора аренды. Так, по мнению судей, злоупотреблением правом считается требование о расторжении договора аренды и выселении из помещений, заявленное учредителем муниципального учреждения. Ведь оно по существу направлено на прекращение его деятельности. Суд обратил внимание на то, что учредитель мог наделить учреждение имуществом на праве оперативного управления. Однако он предпочел передать его другому лицу по договору аренды (п. 1 проекта информписьма). Последствия неоднократного требования о созыве внеочередного собрания акционеров.

 

Также злоупотреблением правом ВАС РФ признает неоднократное предъявление требования о созыве внеочередного собрания акционеров по одному и тому же вопросу. По мнению судей, это делается для причинения вреда акционерному обществу (п. 4 проекта информписьма). Правда, в самом документе не изложены четкие критерии неоднократности. Приведено лишь одно дело, в котором истец в четвертый раз обращался к наблюдательному совету АО с данным требованием. Вред обществу был оценен в размере расходов на организацию проведения общего собрания. Нельзя в уставе российского АО указывать в качестве места проведения общего собрания зарубежный город. Согласно п. 5 проекта информписьма определение в уставе или внутреннем документе АО в качестве мест проведения общего собрания населенных пунктов, которые находятся вне РФ, также может быть квалифицировано как злоупотребление правом. В одном из дел это место определялось с учетом реальной возможности всех (а не некоторых) акционеров реализовать право на участие в собрании. Место, где будет проходить собрание, также может быть связано с особенностями хозяйственной  деятельности АО или местом пребывания акционеров. Иное означает воспрепятствование их участию в собрании акционеров. Бездействие залогодержателя в целях искусственного увеличения размера задолженности. Нередко сторона договора длительное время не предпринимает действий по взысканию с контрагента задолженности. Основная цель - увеличение ее суммы. Зачастую кредитор обращается в суд незадолго до истечения срока исковой давности по долгу. Применительно к договорам залога ВАС сделал вывод, что злоупотреблением правом является бездействие залогодержателя, долгое время не принимавшего мер по обращению взыскания на заложенное имущество. В результате сумма долга значительно увеличилась. Тем более, если должник предлагал залогодержателю во внесудебном порядке обратить взыскание на залог. Однако данное обращение было оставлено залогодержателем без внимания.

 

Другое интересное заключение сделал ВАС РФ в отношении действий стороны договора подряда. Имеется в виду случай, когда она для уклонения от погашения задолженности по договору заявляет о его незаключенности. По мнению судей, в данном случае задолженность по договору и проценты за пользование чужими деньгами должны быть взысканы по правилам о неосновательном обогащении. Нормы же о злоупотреблении правом в таких делах неприменимы. Защита прав лица, потерпевшего от

злоупотребления правом. ВАС РФ также отметил, что основной целью ст. 10 ГК РФ в отношении лица, злоупотребившего правом, является не его наказание, а защита прав потерпевшего. Поэтому судом могут быть не приняты доводы лица, злоупотребившего правом, о правомерности его действий. Суд вправе по своей инициативе отказать в защите прав злоупотребляющему независимо от того, ссылалась ли потерпевшая сторона на это или нет. Кроме того, судьи пояснили, что злоупотребление правом может быть, если оно действительно есть. Например, не является злоупотреблением требование арендодателя о взыскании арендных платежей за период, когда арендатор помещением не пользовался. В одном из дел было признано, что у арендодателя право требовать платеж отсутствует. Основная причина – это же помещение было сдано им в аренду другому лицу. Отсутствие регистрации договора аренды по вине стороны, обратившейся с иском признать договор незаключенным. Следует сказать еще об одном интересном положении (п. 8 проекта информписьма). Речь идет о том, какие последствия несет сторона договора в случае отсутствия регистрации договора аренды. Согласно первому варианту проекта такие договоры необходимо признавать незаключенными, несмотря на уклонение истца, заявившего о незаключенности договора, от государственной регистрации договора. Формулируя данную позицию, ВАС РФ исходил из того, что ответчик не предпринял разумно необходимых действий для защиты своих прав, имея возможность потребовать регистрации сделки в судебном порядке.

 

Совсем иная точка зрения на проблему сформулирована во втором варианте п. 8 проекта. И заключается она в том, что иск о признании договора аренды незаключенным не может быть признан, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о незаключенности договора, возникли вследствие бездействия самого истца. Наличие иных способов защиты прав лица, потерпевшего от недобросовестных действий иного субъекта, само по себе не исключает признание судом действий последнего злоупотреблением правом.

В проекте также рассматривается вопрос о том, какие последствия наступают в случае заключения договора доверительного управления имуществом с целью избежать наложения ареста в рамках исполнительного производства1. Один из предлагаемых вариантов: признать такой договор ничтожным (ст. 168 ГК РФ) как заключенный в обход положений законодательства об исполнительном производстве.

 

 

 



Источник: «Арбитражное право»