ФССП России поддерживает установление минимального размера исполнительского сбора за неисполнение требований судебных актов
На сайте Федеральной службы судебных приставов опубликована Официальная позиция ФССП России по внесенному в Государственную Думу проекту федерального закона, предусматривающему установление минимального размера исполнительского сбора за неисполнение требований судебных актов и актов иных органов и должностных лиц:
12 мая 2008 г. депутатом Государственной Думы В.Н. Плигиным в порядке законодательной инициативы внесен проект федерального закона, который устанавливает минимальный размер исполнительского сбора, взыскиваемого с должника по исполнительному производству, в случае его уклонения от добровольного исполнения судебных решений и актов иных органов и должностных лиц.
В связи с общественным резонансом, вызванным указанной законодательной инициативой, Федеральная служба судебных приставов считает необходимым прокомментировать основные положения внесенного депутатом Государственной Думы законопроекта.
Согласно действующей редакции статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения должником исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина взыскивается в размере 500 рублей, с должника-организации – 5000 рублей.
При этом определяя размер исполнительского сбора по исполнительным документам имущественного характера, законодатель предусмотрел, что он устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Таким образом, складывается ситуация, когда по одним исполнительным производствам (имущественного характера) исполнительский сбор может составлять менее 500 рублей, как для должников-граждан, так и для должников-организаций (к примеру, при сумме взыскания в 1000 рублей исполнительский сбор составляет – 70 рублей), а по другим (неимущественного характера) исполнительский сбор всегда составляет не менее 500 рублей – для должников-граждан и не менее 5000 рублей – должников-организаций.
Законопроектом предлагается устранить имеющуюся в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» коллизию, установив минимальный размер исполнительского сбора по исполнительным документам имущественного характера – не менее 500 руб. – для должника-гражданина и не менее 5000 руб. – для должника-организации.
Взыскание исполнительского сбора в рамках исполнительного производства применяется судебным приставом-исполнителем только в том случае, если должник уклоняется от исполнения требования исполнительного документа в установленный срок.
Исполнительский сбор представляет собой самостоятельную штрафную санкцию, направленную на побуждение недобросовестного должника исполнить требования судебного акта или акта иного органа (должностного лица), и никоим образом не влияет на сумму взыскания по исполнительному документу.
В настоящее время в ФССП России поступает значительное количество постановлений административных органов о взыскании небольших штрафов (от 100 до 500 рублей), при этом исполнительский сбор по таким исполнительным документам составляет от 7 до 30 рублей. Данная штрафная санкция в силу такого незначительного размера не способна оказывать надлежащее воздействие на недобросовестных должников.
По мнению ФССП России, предлагаемые изменения Федерального закона «Об исполнительном производстве» придадут дополнительный стимулирующий эффект исполнительскому сбору, как санкции, применяемой судебным приставом-исполнителем при принудительном исполнении судебных и иных актов.
В то же время Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику право оспорить решение судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с действующим законодательством подается без уплаты государственной пошлины
Источник: LEGIS.RU |