Президиум Высшего арбитражного суда будет рассматривать только важные для формирования практики дела, а его постановления станут прецедентамиПленум ВАС в составе председателя, его заместителей и судей ВАС рассмотрит такое решение. Если такое решение будет принято, вновь открывшимися обстоятельствами может стать установленная президиумом ВАС по какому-либо делу практика применения законодательства. На этом основании можно будет пересматривать решения по другим делам в порядке надзора.
Заниматься рассмотрением дел по установленному президиумом прецеденту будет не президиум, а суды апелляционной и кассационной инстанций. Для этого тройка судей ВАС, составляющая сейчас определение о передаче дел в президиум, укажет позицию ВАС, а заявитель пойдет с ней в апелляцию или кассацию.
Тройки и сейчас направляют дела в кассацию, когда эта стадия пропущена заявителем, говорят адвокаты. В 2006 г. именно так поступили с 164 делами. Но если такой порядок будет применим ко всем делам, то это станет просто революцией, радуются юристы. Т.е. постановление президиума по конкретному делу по значению уравнивается с постановлением пленума и фактически становится прецедентом.
Сейчас по закону об арбитражных судах для всех инстанций обязательны только постановления пленума ВАС. Его информационные письма носят рекомендательный характер, а постановления президиума имеют силу только в отношении конкретного дела.
Правда фактически решения президиума по конкретным делам и сейчас формируют практику.
Закон — не только текст, но и его толкование судом, говорит замдиректора судебного департамента «ТНК-ВР менеджмент» Эдуард Годзданкер: если пленум разрешит пересматривать решения на основании новых прецедентов, будет подорван конституционный принцип «закон обратной силы не имеет».
А функции надзора фактически будет исполнять не президиум, как сказано в законе, а тройка судей, добавляет партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Имея же решение кассации, стороны не будут уверены, что дело не пересмотрится».
По формулировке из проекта прецедент не будет универсален, замечает Мельников: пересмотр дела с учетом вновь открывшихся обстоятельств ограничен сроком подачи надзорной жалобы (три месяца со дня вынесения решения).
Вновь открывшиеся обстоятельства — это не известный заявителю и суду на момент вынесения решения юридический факт, например, что документы были фальсифицированы, констатирует Галина Акчурина из «ФБК-право», а вот появившийся после решения судебный прецедент таким обстоятельством быть не может. Эту норму установил законодатель и изменять ее нужно в законе, а не постановлением пленума, уверена она.
Председатель комитета по конституционному законодательству Госдумы Владимир Плигин не видел проекта, поэтому не комментирует его.
Реформа затеяна, чтобы президиум рассматривал только важные для формирования практики дела, а рассмотрение остальных не ограничивалось бы пропускной способностью президиума, объясняет сотрудник ВАС.
Ведомости
|