Предлагается расширить полномочия руководителя следственного органа
Депутаты Госдумы разработали проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование досудебного производства, повышение эффективности следственной деятельности и процессуального контроля.
Так, предлагается наделить руководителя следственного органа помимо полномочий следователя полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству предварительного следствия в полном объеме.
Кроме того, руководителю следственного органа предоставляется право проверять не только материалы уголовных дел, но и материалы проверок сообщений о преступлениях, а также лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в производстве проверок сообщений о преступлениях.
Наряду с этим для руководителя следственного органа законопроектом устанавливается срок (не позднее 5 суток со дня поступления) рассмотрения требования прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя и устранения иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Действия руководителя следственного органа по отмене незаконного и необоснованного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела строго регламентированы. С целью усиления процессуального контроля вводится правило, на основании которого уголовное дело для утверждения обвинительного заключения прокурору направляется с согласия руководителя следственного органа.
Законопроект призван разрешить проблему, связанную с определением порядка соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, следователя и суда, а также уголовных дел о преступлениях, расследуемых разными органами предварительного следствия. При этом устанавливается срок дополнительного расследования при возвращении уголовного дела на доследование.
Авторами предлагается ввести понятие «следователь-криминалист», наделив его правом участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.
Для ускорения проверки сообщения о преступлении и обеспечения законного и обоснованного процессуального решения по ее результатам вводится правило, в соответствии с которым в случаях, не терпящих отлагательства, с целью установления признаков преступления эксгумация и осмотр трупа, освидетельствование, а также получение сравнительных образцов у лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела.
Вводится ряд других правовых норм, направленных на повышение эффективности государственной функции уголовного преследования и увеличение гарантий прав участников уголовного судопроизводства. Также устраняется имеющееся в ст. 448 УПК РФ противоречие, наделяющее прокурора правом возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
По мнению разработчиков, реализация предложенного законопроекта позволит устранить проблемы, возникшие при применении отдельных норм и институтов Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Legis.ru
|