Высший Арбитражный Суд подготовил изменения в АПК РФ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ".
Законопроект направлен на реализацию задач по повышению качества правосудия, обеспечению права лиц, участвующих в деле, на справедливое публичное судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом.
1. В законопроекте предлагаются изменения, связанные с совершенствованием института арбитражных заседателей. В свете толкования положений Арбитражного процессуального кодекса РФ Конституционным Судом РФ (Постановление от 25 марта 2008 года № 6-П) предлагаемые изменения в полной мере соответствуют сформулированной им правовой позиции, согласно которой входящие в состав арбитражного суда профессиональные судьи и судьи, действующие не на профессиональной основе - арбитражные заседатели, при разрешении конкретного дела, в том числе при принятии судебного акта, обладают равным статусом и одинаковыми правомочиями. Это в свою очередь предполагает необходимость установления в отношении тех и других одинаковых требований, обеспечивающих их беспристрастность при рассмотрении дела. Повышение гарантий беспристрастного судебного разбирательства с участием арбитражных заседателей может быть достигнуто путем внесения изменений, касающихся, в частности, формирования состава суда для рассмотрения конкретного дела, замены судьи и др.
2. Законопроектом предполагается повышение гарантий открытости арбитражной судебной системы и гласности судебного разбирательства посредством внесения поправок в АПК РФ, расширяющих возможности ознакомления лиц, участвующих в деле, с особыми мнениями судей арбитражных судов.
Предусматривается, кроме того, что наряду с постановлениями ВАС РФ, опубликованию на официальном сайте и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» подлежат также особые мнения судей Высшего Арбитражного Суда РФ, участвовавших в принятии данного постановления; реализуется идея об обнародовании результатов голосования при принятии постановлений Президиума ВАС РФ в части указания на число голосов судей, составивших большинство при принятии данного постановления.
3. Законопроектом в качестве общего правила устанавливается последовательное движение дел через судебные инстанции: судебные акты арбитражного суда первой инстанции могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции, судебные акты арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции. Тем самым обеспечивается соблюдение принципов справедливости и правовой определенности, поскольку практически сводится на «нет» возможность недобросовестного использования лицом, участвующим в деле, права на обжалование, когда еще не исчерпаны другие варианты для проверки в судебном порядке законности оспариваемого акта.
Это корреспондирует правовым позициям, выраженным в Предварительной Резолюции ResDH(2006)l «О нарушении принципа правовой определенности процедурой пересмотра дел в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации - принятые общие меры и остающиеся вопросы в свете Постановлений Европейского суда по правам человека по делу Рябых (24 июля 2003г.) и делу Волкова (5 апреля 2005г.), в соответствии с которой недопустима ситуация, когда стороны судебного спора не могут быть полностью уверены в том, что ставшие окончательными и обязательными для исполнения судебные акты не будут оспорены и отменены.
Таким образом, обеспечивается нормальное функционирование системы арбитражных судов Российской Федерации, которая имеет основанную на положениях действующего законодательства инстанционную организацию. Данный подход позволяет решить такие проблемы, как дублирование функций арбитражных судов различных инстанций, отсутствие единообразия судебной арбитражной практики в них, умаление значения арбитражных судов апелляционной инстанции вследствие большого количества кассационных жалоб на судебные акты, принимаемые арбитражными судами первой инстанции.
4. Законопроектом предусматривается изменение подсудности дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом РФ в качестве суда первой инстанции. В соответствии с АПК РФ принятые Высшим Арбитражным Судом РФ решения вступают в законную силу немедленно и в отсутствие иной процедуры их судебной проверки, могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Учитывая, что в стадии надзорного производства ввиду ее исключительного характера объем предоставляемых процессуальных прав меньше, чем при обычном (ординарном) пересмотре в арбитражных судах других инстанций, лица, участвующие в деле, в значительной степи лишены права на эффективное судебное разбирательство. Это, главным образом, касается случаев рассмотрения экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
В связи с изложенным законопроектом предлагается исключить из компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ полномочия по рассмотрению в качестве суда первой инстанции указанных споров и отнести их к подсудности арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
5. В законопроекте предлагается устранить некоторые проблемы, связанные с извещением лиц, участвующих в деле, в частности, предлагается направлять судебные извещения по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также по месту жительства гражданина. В этих целях предусматривается, что к исковому заявлению истец обязан приложить выписки из соответствующего реестра, содержащие сведения об адресе ответчика.
В законопроекте предусматривается также, что информация о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия не позднее чем за 15 дней размещается арбитражным судом на своем официальном сайте в сети «Интернет». Адрес официального сайта арбитражного суда, по которому лица, участвующие в деле, могут получить информацию о рассматриваемом деле, указывается в судебном в акте, которым извещаются или вызываются участники арбитражного процесса. Таким образом, законопроект предусматривает для лиц, участвующих в деле, дополнительные возможности получения информации о движении их дела, что позволяет избежать многих негативных последствий, связанных с несвоевременной доставкой судебных извещений по почте, порождающих упреки в адрес арбитражных судов, связанные с тем, что нарушается право на судебную защиту по причине ненадлежащего извещения участников судопроизводства.
6. Эффективная деятельность суда невозможна без использования современных прогрессивных достижений, любые производственные процессы немыслимы вне использования компьютерных и сопутствующих им технологий, которые требуют соответствующего оборудования как здания арбитражного суда в целом, так и отдельных помещений, в частности, офиса судьи, кабинетов работников аппарата суда необходимой компьютерной техникой.
Меры по созданию полноценной системы электронного обеспечения правосудия предполагают глобальную информатизацию арбитражных судов и использование современных компьютерных технологий практически на всех стадиях организации обеспечения судопроизводства, а также непосредственно при рассмотрении дел: опубликование судебных актов арбитражных судов, подача искового заявления в электронном виде путем заполнения соответствующих форм на сайте арбитражного суда, размещение информации о ходе движения дела на сайте арбитражного суда, рассмотрение дел с использованием системы видеоконференцсвязи и др.
В законопроекте подробно урегулирована процедура рассмотрения дела с использованием видеоконференцсвязи. Это позволит сократить расходы лиц, участвующих в деле, связанные с рассмотрением дела в суде (расходы на проезд и проживание по месту пребывания арбитражного суда).
7. Кроме того, в законопроекте предлагается решить некоторые актуальные проблемы, устранить пробелы, выявленные в судебной практике и нашедшие отражения в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ.
Источник: LEGIS.RU |