Импорт стал гражданским делом
Московский арбитражный суд 18 марта рассмотрит иск японской Kayaba Industry к продавцу комплектующих — компании «Автологистика», попытавшейся в октябре 2008 г. ввезти через Домодедовскую таможню восемь амортизаторов, маркированных знаками Kyb и Kayaba. Kayaba требует от «Автологистики» компенсации в 500 000 руб. Стоимость запчастей, приобретенных за границей у официального дистрибутора Kayaba, не превышает 11 000 руб., говорит гендиректор «Автологистики».
Проигравшим дадут второй шанс
Решение президиума ВАС по делу «Генезиса» позволяет независимым поставщикам требовать от властей возврата конфискованного товара и уплаченных штрафов.
Это следует из решения коллегии судей ВАС, вынесенного 13 февраля. Заявитель – частный предприниматель Александр Сорокин оспаривал решение арбитража Санкт-Петербурга, постановившего в марте 2008 г. оштрафовать бизнесмена на 10 000 руб. и конфисковать детские сапоги Ecco, продаваемые им в ТК «Заневский каскад» без разрешения компании Ecco. Иск к Сорокину подал Роспотребнадзор, а представители Ecco подтвердили, что не давали разрешения на использование товарного знака, так как подготовка персонала и уровень обслуживания в магазинах Сорокина не соответствовали стандартам компании. Сорокин выиграл апелляцию, но проиграл кассацию. Коллегия судей ВАС отказала ему в передаче дела в президиум, так как президиум высказал позицию в аналогичном деле о Porsche, но указала на возможность подать заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Этим могут воспользоваться остальные импортеры, привлеченные к ответственности за незаконное использование товарных знаков в последние полгода, считают юристы из компании «Городисский и партнеры».
Kayaba активно борется с независимыми импортерами. За несколько лет она сократила долю параллельного импорта в общем объеме продаж своей продукции в России с 40% до 5%, рассказывают представители одного из официальных дистрибуторов комплектующих для японских автомобилей. «Защита брендов компаниями Kayaba, Toyota, Subaru и другими производителями вынудила многих мелких поставщиков уйти с рынка. Для них конфискация пары контейнеров с запчастями означала банкротство», объясняют они.
Kayaba Industry впервые приходится самостоятельно защищать свои права в суде, отмечают юристы, представляющие интересы японской компании. Раньше в подобных случаях разбирательство инициировали таможенники. Обнаружив партию брендированного товара, таможня запрашивала владельцев знака о наличии у импортера разрешения на его использование. Если разрешения не было, таможенники возбуждали дело об административном нарушении по ст. 14.10 КоАП (незаконное использование товарных знаков; карается конфискацией товара и штрафом до 40 000 руб.) и передавали иск в арбитраж.
Но недавно отработанная схема дала сбой. В феврале 2009 г. президиум Высшего арбитражного суда рассмотрел заявление компании «Генезис», считавшей, что в 2008 г. у нее был неправомерно конфискован по заявлению Выборгской таможни битый Porsche Cayenne S, ввезенный без разрешения «Порше руссланд». Президиум постановил, что по ст. 14.10 КоАП заявителя наказывать нельзя. Спорный Porsche — оригинальный товар, поэтому такое использование товарного знака не является правонарушением.
Суды будут учитывать позицию президиума ВАС, поэтому правообладатели вынуждены менять стратегию защиты, переходя с административного делопроизводства на гражданское, говорят адвокаты. В иске Kayaba нет упоминаний о ст. 14.10 КоАП: юристы компании ссылаются на положения Гражданского кодекса об исключительных правах владельцев товарных знаков.
Гражданское делопроизводство позволит строже наказать нарушителя: истцы могут требовать компенсации до 5 млн. руб., тогда как по административным делам штраф не превышал 40 000 руб. Кроме того, в гражданском иске владелец бренда может требовать полностью запретить импортеру ввоз и продажу товаров под своим знаком — это требование содержится в иске Kayaba к «Автологистике». С другой стороны, защита брендов будет обходиться компаниям намного дороже. При административном производстве расходы компаний были минимальны. Таможенники сами подавали иски, объясняют юристы-международники. При гражданском производстве компаниям придется самим нести судебные расходы, а ведь гражданское производство длится дольше административного. Кроме того, к искам таможни суды относились лояльнее, а в корпоративном споре шансы у сторон будут равны.
Исков к импортерам станет меньше, полагают эксперты. Компаниям в условиях кризиса будет невыгодно судиться с мелкими предпринимателями за каждый ввезенный флакон шампуня или партию подержанных шин, объясняет он.
Из-за потери владельцами брендов административного ресурса до 50% поставок автокомплектующих в Россию могут стать неофициальными, уверены автоэксперты. Оригинальные запчасти, ввезенные из Европы, Японии или Сингапура в обход официальных дистрибуторов, иногда на 40% дешевле, чем ввезенные правообладателем. По данным «Автостата», в 2008 г. вторичный рынок автокомпонентов вырос на $4 млрд. до $35 млрд. Из них $19,8 млрд. приходится на запчасти к отечественным автомобилям и $15,5 млрд. - на комплектующие для иномарок.
Источник: «Ведомости» |